МБОУ "СОШ №8"
Ханты-Мансийск
  • Готовим руку к письму (памятка для родителей)

    Составитель: учитель-логопед Франк Евгения Олеговна

    Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие мелкой моторики. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом.

    Письмо – это сложный навык, включающий в себя выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы кисти рук и всей руки, хорошего зрительного восприятия, произвольного внимания. Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение.

    Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающегося.

    1. Сидеть прямо, на всей плоскости стула.
    2. Опираться спиной о спинку стула.
    3. Не ложиться на стол.
    4. Ноги должны стоять на полу.
    5. Голова слегка наклонена влево. Плечи следует держать ровно.
    6. Руки лежат на столе, локти слегка выступают за край стола.

    Прежде, чем давать ребенку упражнения в тетради, надо научить его ориентироваться на листе бумаги. Предложите несложные задания: «Покажите нижнюю часть тетрадного листа, верхнюю, среднюю, правую, левую сторону»

    Как правильно держать ручку?

    Ручка удерживается тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец при этом подогнуты к ладони. Левая рука лежит на странице, придерживает ее. Необходимо уделить внимание правильному положению тетради при письме. Тетрадь должна располагаться относительно края стола под углом 650, нижний левый край должен находиться на середине груди ребенка. По мере заполнения тетради она передвигается вверх. Умение правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и тетрадь – залог четкого и красивого почерка. Прежде чем приступить к письму элементов букв, необходимо познакомить ребенка с тетрадью, с ее разлиновкой, с требованием о содержании тетради в чистоте и порядке.

    Упражнения, способствующие подготовке руки ребенка к письму

    Рисование. Раскрашивание.

    • обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д.
    • рисование по опорным точкам;
    • дорисовывание второй половины рисунка;
    • рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

    Лепка

    •   картины из пластилина; 
    •   объемные изделия;
    •   дощечки, покрытые пластилином для выкладывания на которых используются различные материалы: горох, фасоль, пуговицы.

    Пальчиковая гимнастика.

    «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

    Кинезиологические упражнения.

    Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

    Графические упражнения 

    Способствуют подготовке руки к письму, развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями.

    Необходимо учить ребенка стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.

    •   дорисуй картинку по клеткам;
    •   продолжи узор;
    •    штриховка 

    Правила штриховки:

    •   штриховать только в заданном направлении;
    •   не выходить за контуры фигуры;
    • соблюдать параллельность линий;
    • не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

    Графический диктант. Графический диктант – это схематичное изображение предмета (рисование по клеточкам). Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребёнок мог всегда исправить неправильную линию. Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут. 

    Работа с ножницами.

    •   силуэтное вырезывание;
    •   симметричное вырезывание;
    •   вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов;
    •   вырезание снежинок.

    Складывание бумаги. Оригами.

    Упражнения по складыванию бумаги, делению листа, плетению, изготовлению простых фигурок из бумаги (оригами) тренируют мышцы кисти.

    При рисовании

    Локоть и кисть правой руки находятся на весу.

    Кисть руки повернута боком или книзу. Положение свободное.

    Пальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандаша.

    Бумага лежит прямо, ровно от края стола. Линии ведут ровно вверх и вниз, можно туда и обратно.

    Более широкий размах руки в сочетании

    с ограниченными движениями.

    При ПИСЬМЕ

    Локоть и кисть правой руки лежит на столе.

    Кисть руки повернута книзу с опорой на мизинец.

    Пальцы довольно близко к отточенному концу карандаша.

    Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди пишущего.

    Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажима, обратного движения почти нет.

    Движения руки строго ограничены.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie