МБОУ "СОШ №8"
Ханты-Мансийск
  • Нормы речевого развития детей седьмого года жизни

    Составила: учитель-логопед Калюжная Светлана Валерьевна

    Произносительная сторона речи ребенка достигает высокого уровня, внятно произносятся все слова, фразы. Ребёнок говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

    Фонематический слух ребенка формируется на основе речевого общения. Ребенок имеет развитое фонематическое восприятие, владеет навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т. д., это имеет большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе. Дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов.

    Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, вовремя исправлять ошибки ребенка. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (пять стульев, семь кукол, красная машина – красные машины), употребляют падежные окончания (трудности с несклоняемыми им. сущ.).

    В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается с взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. 
    Перед школой важно научить ребенка составлять предложения по картинке, на заданную тему, по опорным словам; вычленять предложения из потока речи, вычленять слова из предложения; определять количество слов в нем, называть слова по порядку.
    Дети дифференцируют слова, обозначающие предметы (машина легковая и грузовая, а не просто машина; одежда, обувь зимняя и летняя), указывают на профессию, отмечая действия и операции взрослых в процессе труда, и качество их работы. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось).

    У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением (золотое сердце), подбирает синонимы (близкие по смыслу слова), подбирает слова при сравнении предметов или явлений, подмечая в них сходство и различие (белый как снег).
     
    В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.
    Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Пользуется сложными предложениями. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.

    В играх и занятиях с детьми седьмого года важно воспитывать уважение к старшим, заботливое отношение к младшим, доброжелательность в обще- нии с взрослыми и детьми, самостоятельность и дисциплинированность. Развивая у ребенка интерес к познанию окружающего мира, предметов и вещей, машин, природы, людей, взрослым следует обращать внимание и на формирование навыков учебной деятельности, среди которых наиболее важными являются умение слушать и запоминать, понимать задание и действовать по определенным правилам, умение действовать по плану и способность к оценке своей деятельности, умение преодолевать трудности и неудачи и принимать помощь взрослого и сверстника, умение связно выражать в речи свои мысли и чувства и культурно общаться в среде сверстников и взрослых.

    К моменту поступления ребенка в школу он овладевает звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь (согласовывает слова в роде, числе, падеже); свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о себе, семье, пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.


    «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» 
    Л. А. Венгер

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie