МБОУ "СОШ №8"
Ханты-Мансийск
  • Развитие у ребенка внимания, мышления, памяти

    ПСИХОЛОГИ РАЗЛИЧАЮТ ВНИМАНИЕ И ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ.

    Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-то объекте. Способность к непроизвольному вниманию свойственна всем людям без исключения.

    Внимательность - сложившееся качество личности. Рассеянный школьник, как и все другие дети, способен "обратить внимание" на какой-то объект. Однако он часто не может полностью сосредоточиться на этом объекте: внимательность еще не стала его личным качеством. Понятно, что отсутствие этого важного качества не лучшим образом сказывается на его школьных достижениях.

    Рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности или, например, воспалением носоглотки, аденоидитом. Но почему же тогда так много невнимательных среди здоровых детей? Понятно, что не стоит ждать особой сосредоточенности, если ребенок устал, ему неинтересно, у него в данный момент другие желания, а вокруг много посторонних раздражителей. Но эти объяснимые временные состояния постепенно складываются в общий стиль учебной работы, а затем становятся жизненным стилем.

    Организация внимания школьника на уроке зависит, прежде всего, от мастерства учителя. Дома же родителям приходится брать эти функции на себя.

    РЕКОМЕНДАЦИИ: на что родителям необходимо обратить внимание?

    1. Создайте ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления. Сделайте так, чтобы в учении для него было больше увлечения, чем принуждения. Для детей, с низким уровнем развития внимания особенно важно всегда начинать приготовление уроков в одно и то же время. Тогда им легче мобилизоваться, настроиться на работу. Установка вырабатывается и на постоянное рабочее место. Достаточно усесться за привычный стол, и приходит рабочее настроение. Причем желательно, чтобы это место было только местом для занятий, а не для игр и дополнительного чтения. Тогда ничто не будет отвлекать ребенка от основного занятия.

    2. Все необходимое для работы всегда должно быть у ребенка под рукой. Начиная от ручки, бумаги и до таблиц, схем, словарей и т.п.

    3. В перерывах между сложными видами работы используйте приемы расслабления или двигательную разрядку.

    4. Развивайте у вашего школьника навыки самоконтроля, самопроверки выполненной работы. Можно специально составить текст из 13-14 предложений. В каждое предложение включите одну-две типичные для вашего школьника ошибки. Например: пропуски букв, слов; повторение слогов в слове; замена букв или слов и т.п. Ребенку надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки. Причем проверять можно разными способами:

    • самостоятельно, читая про себя;
    • читая вслух и отчеркивая слоги вертикальными черточками;
    • сравнивать текст с правильным образцом.

    Научите ребенка при проверке пользоваться непрозрачной линейкой. С ее помощью слово открывается постепенно, по слогам, без забегания вперед. Ведь ошибки часто не замечаются, если ученик  забегает  вперед и "узнает" слово.

    5. Выберите специальное время для упражнений, развивающих способность к сосредоточению, концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться. Таких упражнений достаточно много, но они должны быть интересными и не восприниматься как продолжение скучных уроков.

    РАЗВИВАЕМ  МЫШЛЕНИЕ  РЕБЁНКА

    Во многих сказках главному герою при­ходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или по­лучить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых труд­ных загадок считается такая: «Что на свете всего быстрее?» И ум­ный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль человеческая». Что же такое «мысль», «мышление» и как специально научить ребенка думать?

    Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями. (Поэтому важно, чтобы у ребенка был определенный запас знаний, то есть развит общий кругозор). Человек обучается умению оперировать знаниями в личном жизненном опыте, но особенно важно для развития мышления школьное обучение, потому что оно специаль­но направлено на вооружение учащихся многообразными знания­ми и умение их использовать. Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся формировать точ­ные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, срав­нивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психи­ческую функцию так не влияет обучение, как на мышление.

    И все же знания сами по себе малоценны, если человек не умеет ими оперировать, применять в нужной ситуации для решения той или иной проблемы, научной или житейской. Поэтому для разви­тия мышления столь же важно научиться в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции.

    ИЗ СКАЗАННОГО ВЫШЕ СЛЕДУЕТ, ЧТО КОМПОНЕНТАМИ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
    1.  Содержательный компонент, то есть знания, полученные в результате чувственного познания, и сохраненные в виде образов. Знания же, полученные в результате логического познания, сохраняются в виде понятий. Понятие – это мысль, выраженная в слове; это обобщенное, опосредованное, общее (существенное) знание.
    2.  Операционный компонент – это система мыслительных операций.

    МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ:

    • Анализ — это мысленное расчлене­ние предмета или явления, выделение его частей, признаков, свойств.
    • Синтез — мысленное соединение элементов, частей, признаков в некоторое целое. В отдельных этапах мысленного процесса на пер­вый план выступает или анализ, или синтез.

    Пример: Процесс понимания предложения на иностранном языке проте­кает следующим образом. При первом чтении смысл предложения остается непонятным. Тогда на первый план выступает процесс ана­лиза: человек выделяет отдельные слова и устанавливает их значе­ние (припоминает, смотрит в словарь). Однако можно знать значения всех слов в отдельности и все-таки не понимать смысла предло­жения в целом. Необходима еще синтетическая работа мысли — объединение в одно осмысленное целое всех значений отдельных слов. И только тогда, когда это объединение произошло, человек на­чинает понимать смысл предложения. Существенными составляющими логического мышления явля­ются обобщение и абстрагирование.

    • Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства. Обобщение выражается в том, что среди конкретных, единичных, индивидуальных особенностей предмета и явления па первый план выдвигаются те, которые являются об­щими для целой группы объектов и характеризуют эту группу.
    •  Этот процесс отвлечения от несущественных признаков и мысленного выделения одних лишь существенных особенностей данной группы объектов называется абстрагированием.

    Существует еще ряд мыслительных операций, овладение ко­торыми необходимо для развития мышления. Это, например:

    • сравнение – оно позволяет вскрыть сходство и различия вещей/ явлений;
    •  классификация –  объединение предметов и явлений в классы по сходству;
    • аналогия – установление сходства в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами и понятиями.

    ПУТИ РАЗВИТИЯ И АКТИВИЗАЦИИ  МЫШЛЕНИЯ.

    С помощью специ­альных упражнений и тренировок можно достичь высокого уровня овладения мыслительными операциями.

    Активизирует мышление способность самостоятельно ставить задачу и стремление найти решение (т. е. мотивация). Особенно ценна для развития мышления детей привычка совместно с родителями (а в последующем – самостоятельно) анализировать инфор­мацию, выделять противоречия, подмечать сходство, видеть не­обычное в обычном, отходить от привычных штампов, искать нестандартные, самостоятельные решения.

    • Умение сформули­ровать вопрос — первый шаг к активной творческой мыслитель­ной деятельности. Родители могут помочь детям научиться ставить и формулировать вопросы, в том числе и к учебному материалу.
    • Второй шаг — анализ возможных ответов на этот вопрос и выбор из них верного.
    • Третий шаг — проверка пра­вильности решения.

    На продуктивность мышления большое влияние оказывает эмо­циональное состояние. Известно, что высокий уровень волнения приводит к ухудшению работы мысли. Самые распространенные барьеры в развитии мышления — это отсутствие мотивации («Мне это не надо»); отказ от активной мыслительной работы в связи с неуверенностью («У меня это все равно не получится») и склонно­стью некритично относиться к авторитетам («Маша отличница, по­этому ее решение задачи правильнее моего»).

    Для того чтобы научиться самостоятельно продуктивно мыслить, следует воспринимать свои ошибки как ценную возможность само­совершенствования. А для этого родителям следует внушать детям веру в себя  и свои умственные способности, учить не бояться ошибок.

    ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ   МЫСЛИТЕЛЬНЫХ   ОПЕРАЦИЙ:

    1. Упражнения, направленные на развитие умения классифицировать слова по определенному признаку и обобщать. Примеры слов: туфли, ель, трамвай, суп, ночь, снег, сапоги, радость, земляника, салат, дождь, гнев, утро, самолет и т.д. (как видим, данные слова можно объединить по группам, которые обобщенно называют: обувь, пища, явления природы, части суток, эмоции, транспорт, растения). Для данного упражнения можно использовать любые существительные, используя инструкцию: «разбей слова на группы», или  «Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты, символы, государственные деятели, морфемы  и т.д.)".

    2. Для развития операций анализа и синтеза можно использовать упражнения «Найди как можно общего и различного в понятиях». Например: хлеб и масло; нос и глаза; яблоко и земляника; часы и градусник; кит и лев; эхо и зеркало; флаг и гимн, корова и заяц и т.д.

    3. Упражнения, для формирования умения устанавливать связи между понятиями, проводить аналогии.

    Данное упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов служит как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведется совместно взрослым и ребенком. Задача взрослого - подвести ребенка к логическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Примерные виды заданий:

     1) лошадь       –    корова

      жеребенок         (подбери нужное слово)

    2) собака        –        щука

         шерсть              (подбери нужное слово)

    3) учитель      –        врач     

        ученик                 (подбери нужное слово)

    4. Упражнение "Анаграмма". В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова. Например:

    а) к, о, с                в) е, р, о, м           д) л, а, н, е, п
    б) у, д, б                   г) ш, а, к, а              е) к, ч, а, р, у

    5. Использование самых различных логических задач. Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения. Например: а) Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале? б) Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех? в) Два мальчика сажали морковь и два - картошку. Что сажал Сережа, если Володя сажал картофель, Валера с Сашей и Саша с Володей сажали разные овощи, а Валера с Сережей тоже сажали разные овощи?

    Подобные и другие упражнения широко представлены в научно-популярной литературе для учителей и родителей.

    Полезные игры для будущего отличника

    (память)

    Зрительная и комбинаторная

    Память

    · Что изменилось?

    Рассадите несколько игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и измените мизансцену. Попросите сказать, что изменилось. Постепенно усложняйте мизансцену и увеличивайте количество предметов.

    · Пуговицы

    Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц. У каждого есть игровое поле—это квадрат, разделенный на клетки. Первый игрок выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

    · Мемори

    Парные картинки выкладываются в произвольном порядке «рубашками» кверху. За один ход игрок открывает на поле две любые картинки. Задача—запомнить расположение парных картинок и открыть их обе в свой ход. Выигрывает тот, кто наберет больше пар. Начинать стоит ч 4-6 пар, постепенно усложняя игру.

    · Найди сам

    Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, боле сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).

    Слуховая и ассоциативная память

    Кругосветное путешествие

    Ребенок сообщает своим игрушкам, что отправляется в кругосветное путешествие. Они просят его передать привет своим родным: жираф—бабушке в Африке, тюлень—брату в Гренландии, медведь—дяде в Китае (сначала 3-4 поручения, потом их количество можно увеличить). Запомнив все поручения, малыш отправляется в путь. Благодарные родственники передают зверям подарки, которые путешественник раздает им по возвращении. При этом название подарка должно начинаться с той же буквы, что и страна: из Африки можно привести апельсин, из Гренландии—гамак, из Китая—кошку.

    Комикс

    Прочитайте малышу небольшой, но достаточно сложный по содержанию рассказ. Попросите схематично нарисовать самые важные моменты. Если это не получается, прочтите текс еще раз, а ребенок пусть рисует, слушая вас. Через некоторое время попросите его рассказать историю, опираясь на получившийся комикс.

    Чудесные слова

    Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан. Эти слова читаются ребенку 3 раза. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

    Караван

    Мама называет какое-нибудь животное, например, верблюда. Малыш повторяет “верблюд” и добавляет свое животное, например “лошадь”. Мама говорит “верблюд, лошадь” и цепляет к “каравану” еще животное. Так по очереди и собираем цепочку до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Особенно весело играть в эту игру с несколькими малышами. Эта простая, на первый взгляд, забава на самом деле очень полезное упражнение для тренировки слуховой памяти.

    Для развития слуховой памяти очень полезно… как можно больше слушать. Почаще ставьте малышу детские песенки, аудиосказки, обучающие программы  дисках. Особенно полезно слушать такие программы, параллельно занимаясь чем-нибудь еще: рисованием, лепкой, вырезанием, собиранием пазлов, играми с конструктором и т.п. Разучивайте и пойте вместе с малышом детские песенки. И как можно больше читайте художественной литературы.

    На память? Не жалуюсь! Большинство информации маленький ученик получает через зрительный или слуховой канал. Если у ребенка лучше развита зрительная память, значит, ему легче будет запомнить материал, который представлен в виде картинок и наглядных пособий. Если лучше развита память слуховая, то, заучивая учебный материал, ему необходимо проговаривать, читать вслух. Однако если у дошкольника хорошо развита зрительная память, ему все равно необходимо развивать слуховую, и наоборот.

    Источник: https://vk.com/topic60060666_30134517

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie