МБОУ "СОШ №8"
Ханты-Мансийск
  • Рекомендации родителям по автоматизации (закреплению правильного произношения) поставленных звуков

    Составила: учитель-логопед Калюжная Светлана Валерьевна

    Основная цель – включить ребёнка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его. Только при положительном отношении мы сможем развивать внимание, память, мыслительные действия, выработать умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков.
    При подборе и использовании тренировочного материала учитывается:

    • - слова и предложения должны быть максимально насыщены закрепляемым звуком;
    • - задания проводятся с постепенным усложнением материала;
    • - материал оптимален по объёму и контролируется взрослыми.

    Можно предложить следующие задания:

    1. Посмотреть и запомнить, а потом назвать (записать) картинки.
    2. Послушать и запомнить слова, а потом назвать (записать) их.
    3. Посмотреть и запомнить, определить какую картинку вы закрыли или спрятали.
    4. Посмотреть и назвать(записать) картинки, где закрепляемый звук в начале (середине или конце) слова.
    5. Нарисовать или раскрасить картинки, в названии которых есть закрепляемый звук.
    6. Назвать картинки и придумать с ними предложения. Сосчитать количество слов в предложении.
    7. Сосчитать от 1 до 10 и обратно предмет, в названии которого есть закрепляемый звук.
    8. Договорить слово. Взрослые произносит 1 слог с закрепляемым звуком, ребёнок договаривает, чтобы получилось слово. Слово проговорить (записать).
    9. Закончить слово. Взрослый записывает или произносит начало слова, ребёнок дописывает (договаривает) слог с закрепляемым звуком, чтобы получилось слово. Слово проговорить (записать).
    10. Изменить предложение. Взрослый записывает или произносит предложение, ребёнок изменяет его по заданию (изменить род (м.р, ж.р), число (ед.ч. мн.ч), время (наст., прошед., буд.)) Предложение проговорить (записать).
    11. Игра «Путаница». -Перепутан порядок букв в слове. Составить и проговорить (записать) слово. Объяснить его значение. Перепутан порядок слов в предложении. Составить и проговорить (записать) предложения.
    12. Составить (записать) предложения по сюжетной картинке, найти предметы с закрепляемым звуком. 
    13. Прочитать рассказ, найти и назвать (выписать) слова с закрепляемым звуком, пересказать рассказ.
    14. Послушать и повторить предложение. Ответить на вопросы по предложению.
    15. Выучить наизусть стихи, считалки, пословицы и поговорки.
    16. Чистоговорки, скороговорки вначале проговариваются в медленном темпе, потом быстрее и быстро. Темп можно убыстрять только по мере улучшения звукопроизношения.
    17. Придумать самим чистоговорки, проговорить (записать) их.
    18. Отгадать загадку и нарисовать отгадку. Выучите наизусть загадку.
    19. Вставить пропущенную букву в слово, слова прочить.
    20. Найти в тексте родственные слова, (слова с определённым количеством слогов) прочитать (выписать) их.
    21. «Лото». Подготовить к игре картинки с закрепляемым звуком.
    • - каждый собирает свою тематическую группу (животные, мебель…)
    • - каждый собирает с определённым количеством слогов
    • - каждый собирает с определённым местом звука в слове (в начале, …)
    • - каждый собирает картинки, предварительно запомненные 
    • - каждый собирает с определённым звуком (дифференциация звуков)

    Все картинки дети называют, взрослые следят за произношением звуков

    Задания на дифференциации (различению) поставленных звуков

    1. Выбрать картинки с одним, потом с другим закрепляемым звуком. 
    2. Записать название картинок в разные столбики, дифференцируемые буквы подчеркнуть.
    3. Нарисовать или раскрасить картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки, разными цветами.
    4. Все картинки дети называют, взрослые следят за произношением звуков
    5. Придумать самим слова с дифференцируемыми звуками.
    6. Вставить пропущенную, одну из дифференцируемых, букву в слово, слова прочить. Составить (записать) с ними предложения.
    7. Заменить букву на дифференцируемую, слова прочитать (записать).
    8. Прочитать текст, найти и назвать (выписать) слова с дифференцируемыми звуками, пересказать рассказ.
    9. Выучить наизусть стихи, считалки, пословицы и поговорки, чистоговорки, скороговорки, загадки с дифференцируемыми звуками. 
    10. Следить за поставленными звуками в разговорно-бытовой речи

    «Хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания»

    К. Д. Ушинский
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie