МБОУ "СОШ №8"
Ханты-Мансийск
  • Задания на развитие фонематических процессов

    Составила: учитель-логопед Калюжная Светлана Валерьевна

    1. Найти или нарисовать картинки (придумать слова) на заданные звуки, определить место звука в слове
    2. Придумать слова или отобрать картинки, название которых начинается на определённый звук 
    3. Назвать первый звук в слове.  Назвать последний звук в слове. Выложи соответствующую букву или напиши (или игра в «Города») 
    Обратить внимание детей, что в русском языке некоторые слова пишутся и произносятся по-разному!
    4. Угадать слово (по типу игры «Поле чудес»)
    5. «Ловим звук». Взрослый называет сначала звуковой ряд, потом слоги, потом слова, ребёнок «ловит» звук (хлопает в ладоши или говорит «стоп») Определить место звука в слове (в начале, середине или в конце)
    6. Сравнить слова. Выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами.
    -    Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?
    -    Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или «червячок»? Почему?
    -    Сравни слова «кот» и «кит». Какое из этих слов больше и почему?
    -    Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?
    -    Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?
    7. Назвать слова сначала на один заданный звук, потом на другой (близкий по звучанию). Написать эти слова в разные столбики, нарисовать предметы 
    8. Выбрать картинки, названия которые отличаются одним звуком: дочка-точка, точка-тучка, крыша-крыса, коза-коса …
    9. Составить слово из предложенных букв (звуков)
    10. Буквенный диктант – записать первую букву слов.
    11. Послушать рассказ и найти слова с указанными звуками. Найти в тексте слова с определённой буквой, выписать их или подчеркнуть
    12. «Доскажи словечко» и выдели первый звук или заданный звук
    13. Составить схему слова, нарисовать её или записать слово после схемы
    14. Игра «Подумай, не торопись»
    Несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как научились слышать и выделять определенные звуки в словах: 
    - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
    - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. 
    - Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний- ш. (Камыш…)
    - Какое получится слово, если к но - прибавить 1 звук? Слог? (Нож; ноги)
    - Составь предложение, в котором все слова начинаются с данного звука 
    - Найди предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, пуговица ...) 
    15. Игра «Слово на букву из мешочка». (Достать букву и придумать слова на эту букву. Можно отвечать на вопросы словами на эту букву)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie